1 Структура Стр. 1. Пояснительная записка ……………………………………………………… Нормативно-правовое обеспечение программы……………………………… 2. Сведения о программе………………………………………………………. 3. Цель и задачи программы…………………………………………………… 4. Содержание программы…………………………………………………….. Учебный план…………………………………………………………………… 5. Планируемые результаты освоения программы…………………………… 6.Организационно-педагогические условия программы……………………. 7. Методические материалы…………………………………………………….. 8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………….. 9. Приложение 1. «Рабочая программа «Фортепиано». Модуль 1. «Первый год обучения». …………………………………………………………………. 10. Приложение 2. «Рабочая программа «Фортепиано». Модуль 2. «Второй год обучения»…………………………………………………………………… 11. Приложение 3. «Рабочая программа «Фортепиано». Модуль 3. «Третий год обучения»……………………………………………………………………. 12. Приложение 4. «Рабочая программа «Фортепиано». Модуль 4. «Четвертый год обучения». …………………………………………………….. 13. Список литературы………………………………………………………….. 3 3 4 5 6 6 13 15 16 21 2 23 30 36 42 48 1. Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение программы. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа программа художественной – направленности дополнительная «Фортепиано» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761Н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). 8. Уставом и иными локальными нормативными актами БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток». 2. Сведения о программе Дошкольный возраст – самое благоприятное время, в котором происходит накопление определенного опыта, от которого во многом зависит последующее общее и музыкальное развитие детей. Обучение игре на фортепиано в дошкольном возрасте стимулирует развитие памяти, мышления, речи и мелкой моторики. 3 Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фортепиано» имеет художественную направленность. Актуальность образовательной программы заключается в возможности творческого самовыражения ребенка и позитивной социализации посредством обучения навыкам исполнительского искусства. Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития личности. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники. Причина была обусловлена навыками, необходимыми для игры на этом инструменте. Отличительные особенности программы. Отличительной особенность программы является принцип построения занятия, который включает в себя различные виды музыкальной деятельности, а также индивидуальный подход с учетом возрастных и психофизических особенностей детей. Кроме того, программа позволяет расширить музыкальные способности детей дошкольного возраста. При помощи игровой формы программа дает возможность приобщить ребенка к музыкальному искусству в целом, сформировать начальные навыки владения инструментом, расширить эмоциональное чувственное восприятие. На занятиях активно применяются игры и упражнения, которые помогают развить не только мелкую моторику, но и повысить мотивацию детей к занятиям. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социальнодеятельной и активной личности. Форма и режим занятий. Программа предусматривает индивидуальные занятия, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляет: Младшая группа (3-4 года) – 15 минут. Средняя группа (4-5 лет) – 20 минут. 4 Старшая группа (5-6 лет) – 25 минут Подготовительная группа (6-7 лет) -30 минут. Срок реализации программы: 4 года. Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет 144 часа (144 недели). Вид занятий: теоретическое занятие, практическое занятие, открытое занятие. Обучение по программе осуществляется в очной форме. Форма подведения результатов. Организация онлайн / офлайн концерта для родителей с демонстрацией готовых концертных номеров. Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе дети с ОВЗ. Набор детей осуществляется по желанию детей и заявлениям родителей (законных представителей). Добор осуществляется при наличии мест в течение года. Целью данной 3. Цель и задачи программы. программы является выявление и развитие природных индивидуальных музыкальных и творческих способностей ребенка, а также создание условий для формирования мотивации к обучению игре на фортепиано. Задачи: Обучающие: - формировать первоначальные музыкальные представления и навыки о природе звука; - знакомиться с музыкальной грамотой в области тональностей, интервалов, аккордов; - знакомиться с основными жанрами музыки, со средствами музыкальной выразительности произведений; - обучать элементарному анализу музыкальных произведений; - формировать пианистический аппарат обучающихся и освоение ими основ фортепианной техники; - освоить начальные навыки звукоизвлечения. Развивающие: - развивать музыкальные способности детей, слуха, памяти, чувства ритма, музыкального мышления; 5 - развить интерес и желание играть на фортепиано; - развить комплекс исполнительских и слуховых навыков Воспитательные: - воспитать музыкально-эстетический вкус, артистизм; - воспитать самодисциплину, ответственность и познавательную активность. - формировать личностные качества: настойчивость, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, ответственность. 4. Содержание программы Учебный план Модуль 1. «Первый год обучения». N Название раздела п/п Количество часов Всего Теория Формы Практика аттестации/контроля 1 «Введение» 1 1 0 беседа 2 «Знакомство с инструментом» 2 1 1 «Посадка за инструментом. Постановка руки» 4 1 3 беседа, контрольное упражнение контрольное упражнение 4 «Звук и его свойства» 3 1 2 5 «Знакомство с клавиатурой» 4 1 3 6 «Первые звуки» 7 0 7 контрольное упражнение 7 «Нотная запись» 4 2 2 контрольное упражнение 8 «Способы извлечения звука» «Выразительность исполнения» «Работа с репертуаром» 4 1 3 3 1 2 4 1 3 контрольное упражнение контрольное упражнение контрольное упражнение 3 9 10 6 беседа контрольное упражнение контрольное упражнение Итого 36 10 26 Содержание Раздел 1. «Введение» Теория: Знакомство. Правила техники безопасности. Знакомство с инструментом. Слушание исполнения учителя на фортепиано. Раздел 2. «Знакомство с инструментом» Теория: История происхождения инструмента. Практика: Знакомство с инструментом. Раздел 3. «Посадка за инструментом. Постановка руки» Теория: Правила посадки за инструментом. Постановка руки Практика: Практические упражнения посадки за инструментом, постановки руки. Раздел 4. «Звук и его свойства» Теория: Понятие «Музыкальный звук». Свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность. Практика: Практические упражнения на определение высоты, громкости, длительности звука. Раздел 5. «Знакомство с клавиатурой» Теория: Фортепианная клавиатура. Названия клавиш. Практика: Практические упражнения на запоминание названий клавиш. Раздел 6. «Первые звуки» Теория: Знакомство со звуками, нотами Практика: закрепление теоретической части на фортепиано Раздел 7. «Нотная запись» Теория: Нотный стан. Тактовая черта. Скрипичный ключ. Графическая запись нот, размер. Практика: Практические упражнения графической записи и чтения нот. Раздел 8. «Способы извлечения звука» Теория: Способы извлечения звука: легато, стаккато. Практика: работа над техникой звукоизвлечения. Упражнения для отработки стаккато и легато. Раздел 9. «Выразительность исполнения» Теория: Лад и его виды. Практика: комплекс упражнений на определение мажорного и минорного лада. Раздел 10. «Работа с репертуаром» 7 Теория: Основные правила разучивания репертуара. Работа с нотным текстом. Практика: Устный анализ произведения. Чтение нот с листа, работа над ритмичностью. Модуль 2. «Второй год обучения». N Название раздела п/п Количество часов Всего Теория Формы Практика аттестации/контроля 1 «Введение» 1 1 0 беседа 2 «История происхождения инструмента» «Постановка руки» «Свойства звука» 2 2 0 3 1 2 3 1 2 7 0 7 6 «Волшебные ноты» «Октава» беседа, контрольное упражнение контрольное упражнение беседа контрольное упражнение контрольное упражнение 2 1 1 7 «Гамма» 3 1 2 контрольное упражнение 8 «Нотная грамота» 6 2 4 контрольное упражнение 9 «Способы извлечения звука» «Выразительность исполнения» «Работа с репертуаром» Итого 3 1 2 3 1 2 3 1 2 контрольное упражнение контрольное упражнение контрольное упражнение 36 12 24 3 4 5 10 11 Содержание Раздел 1. «Введение» Теория: Повторение правил техники безопасности. Слушание исполнения учителя на фортепиано. Раздел 2. «История происхождения инструмента» Теория: История происхождения инструмента. Раздел 3. «Постановка руки» Теория: Повторение правил посадки за инструментом. Постановка руки 8 Практика: Практические упражнения посадки за инструментом, постановки руки. Раздел 4. «Свойства звука» Теория: Повторение понятия «Музыкальный звук». Свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность, тембр. Практика: Практические упражнения на определение высоты, громкости, длительности, тембра звука. Раздел 5. «Волшебные ноты» Теория:. Знакомство с нотами, повторение нот. Названия клавиш. Практика: Практические упражнения на запоминание клавиш. Раздел 6. «Октава». Теория: знакомство с понятием «Октава». Виды октав. Практика: определение видов октав на инструменте. Раздел 7. «Гамма» Теория: Повторение понятия «Гамма». Знакомство с понятием «Аппликатура». Практика: воспроизведение гаммы на фортепианной клавиатуре в правильной аппликатуре. Раздел 8. «Нотная грамота» Теория: Нотный стан. Графическая запись нот. Практика: Практические упражнения графической записи и чтения нот. Раздел 9. «Способы извлечения звука» Теория: Способы извлечения звука: легато, стаккато. Практика: работа над техникой звукоизвлечения. Упражнения для отработки стаккато и легато. Раздел 10. «Выразительность исполнения» Теория: Лад и его виды. Практика: комплекс упражнений на определение мажорного и минорного лада. Раздел 11. «Работа с репертуаром» Теория: Основные правила разучивания репертуара. Работа с нотным текстом. Практика: Устный анализ произведения. Чтение нот с листа, работа над ритмичностью. Модуль 3. «Третий год обучения». N Название раздела п/п 1 Количество часов Всего «Введение» 1 Теория 1 9 Формы Практика 0 аттестации/контроля беседа «Повторение пройденного материала» «Длительности» 4 1 3 6 1 5 4 «Скрипичный и басовый ключи» 3 2 1 5 «Паузы» 5 1 4 6 «Работа над ритмом» 5 0 5 контрольное упражнение 7 «Способы извлечения звука» «Выразительность исполнения» «Работа с репертуаром» Итого 3 1 2 3 1 2 6 1 5 контрольное упражнение контрольное упражнение контрольное упражнение 36 9 27 2 3 8 9 беседа, контрольное упражнение контрольное упражнение беседа контрольное упражнение контрольное упражнение Содержание Раздел 1. «Введение» Теория: Повторение правил техники безопасности. Слушание исполнения учителя на фортепиано. Раздел 2. «Повторение пройденного материала» Теория: Повторение изученного материала в предыдущем году. Практика: Отработка изученного материала на инструменте. Раздел 3. «Длительности» Теория: Знакомство с термином «Длительность». Виды длительностей. Практика: работа над длительностями на практике. Раздел 4. «Скрипичный и басовый ключи» Теория: знакомство с понятием скрипичный и басовый ключ Практика: Практические упражнения на клавиатуре. Раздел 5. «Паузы» Теория: Знакомство с термином «Пауза». Виды пауз. Практика: применение пауз в исполнении произведений, ритмических фигур. 10 Раздел 6. «Работа над ритмом» Практика: Практические упражнения для отработки ритмических фигур. Раздел 7. «Способы извлечения звука» Теория: повторение способов извлечения звука: легато, стаккато. Знакомство с новыми видами. Практика: работа над техникой звукоизвлечения. Упражнения для отработки стаккато и легато, нон легато. Раздел 8. «Выразительность исполнения» Теория: повторение Лада и его видов. Практика: комплекс упражнений на определение мажорного и минорного лада. Раздел 9. «Работа с репертуаром» Теория: Основные правила разучивания репертуара. Работа с нотным текстом. Практика: Устный анализ произведения. Чтение нот с листа, работа над ритмичностью. Модуль 4. «Четвертый год обучения». N Название раздела п/п Количество часов Всего Теория Формы Практика аттестации/контроля 1 «Введение» 1 1 0 беседа 2 «Повторение пройденного материала» «Длительности» 3 1 2 3 1 2 беседа, контрольное упражнение контрольное упражнение 4 «Пунктирный ритм» 5 1 4 5 «Паузы» 3 1 2 6 «Работа над ритмом» 5 0 5 контрольное упражнение 7 «Ноты басового ключа» «Знаки альтерации» «Динамические оттенки» 2 1 1 4 1 3 4 1 3 контрольное упражнение контрольное упражнение контрольное упражнение 3 8 9 11 беседа контрольное упражнение контрольное упражнение «Работа с репертуаром» Итого 10 6 1 5 36 9 27 контрольное упражнение Содержание Раздел 1. «Введение» Теория: Повторение правил техники безопасности. Слушание исполнения учителя на фортепиано. Раздел 2. «Повторение пройденного материала» Теория: Повторение изученного материала в предыдущем году. Практика: Отработка изученного материала на инструменте. Раздел 3. «Длительности» Теория: Повторение термина «Длительность». Знакомство с новыми видами длительностей. Практика: работа над длительностями на практике. Раздел 4. «Пунктирный ритм» Теория: знакомство с термином «Пунктирный ритм». Практика: Практические упражнения на фортепианной клавиатуре. Раздел 5. «Паузы» Теория: Повторение термина «Пауза». Знакомство с новыми видами пауз. Практика: применение пауз в исполнении произведений, ритмических фигур. Раздел 6. «Работа над ритмом» Практика: Практические упражнения для отработки ритмических фигур. Раздел 7. «Ноты басового ключа» Теория: знакомство с нотами басового ключа, их расположением на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практика: графическая запись нот басового ключа, чтение нот басового ключа, проигрывание их на инструменте. Раздел 8. «Знаки альтерации» Теория: знакомство с термином «Знаки альтерации», и их видами. Практика: знаки альтерации на фортепианной клавиатуре, графическая запись знаков альтерации. Раздел 9. «Динамические оттенки» Теория: знакомство с понятием «Динамика», «Динамические динамических оттенков. Практика: воспроизведение динамических оттенков на инструменте. 12 оттенки». Виды Раздел 10. «Работа с репертуаром» Теория: Основные правила разучивания репертуара. Работа с нотным текстом. Практика: Устный анализ произведения. Чтение нот с листа, работа над ритмичностью. 5. Планируемые результаты освоения программы. В процессе занятий обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Модуль 1. «Первый год обучения». должен знать: - правила техники безопасности; - регистры; - такт, простой размер; - скрипичный ключ; - лад и его виды; должен уметь: - правильно сидеть за инструментом; - определять звучащий регистр; - определять звучание музыкального лада на слух; - правильно ставить руку на клавиатуру; - извлекать звук на клавиатуре различными способами; - воспроизводить наизусть несложные музыкальные произведения; - находить ноты на клавиатуре, нотном стане. Модуль 2. «Второй год обучения». должен знать: - историю происхождения инструмента; - ноты, их название и расположение на фортепианной клавиатуре; - виды октав; - схемы аппликатуры; - способы извлечения звука: легато, стаккато; - виды лада; - правила разучивания репертуара. должен уметь: -находить на клавиатуре звуки (в диапазоне первой октавы); - находить на клавиатуре звуки (в диапазоне первой октавы); - воспроизводить несложные музыкальные произведения; 13 - извлекать звук различными способами; - определять мажорный и минорный лад. Модуль 3. «Третий год обучения». должен знать: - виды длительностей; - паузы и их виды; - графическую запись скрипичного басового ключей; - способы извлечения звука: стаккато, легато, нон легато. - виды лада; - запись нот первой октавы. должен уметь: - графически записывать ноты, ключи; - воспроизводить длительности, графические рисунки; - читать ноты, длительности, паузы с листа; - воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей); - самостоятельно работать с простым нотным текстом; - воспроизводить наизусть несложные музыкальные произведения; - показывать навыки сценической культуры. Модуль 4. «Четвертый год обучения». должен знать: - регистры, названия октав; - запись нот первой октавы; - основные виды длительностей и пауз; - такт, простые размеры; - виды звукоизвлечения; - штрихи; - динамические оттенки; - схемы аппликатуры; - ноты басового ключа; - знаки альтерации; должен уметь: - правильно сидеть за инструментом; - находить на клавиатуре звуки (в диапазоне первой, второй и малой октав); - воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах, пунктирный ритм; 14 - читать ноты с листа; - повышать и понижать ноты при помощи знаков альтерации; - играть гамму «до мажор» с верной аппликатурой правой и левой рукой; - самостоятельно работать с простым нотным текстом; - воспроизводить динамические оттенки на инструменте; - воспроизводить наизусть несложные музыкальные произведения; - показывать навыки сценической культуры. Способы проверки знаний Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы: ✓индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений. ✓ выступление на онлайн / офлайн концерте для родителей. 6. Организационно-педагогические условия программы Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности. Помещение: Для занятия на фортепиано используется помещение музыкальноспортивного зала площадью – 91,9 кв.м. Мебель: - стол для педагога; - стул для педагога; - сиденье для игры на фортепиано; - подставка для ног юного пианиста; - стулья по возрасту детей. Техническое оснащение: -электронное пианино - музыкальная колонка - ноутбук -принтер - бактерицидный рециркулятор. Медиатека, сборник песен, нот, иллюстраций. Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение 15 Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического Вид издания и (или) наименование электронного образовательного, образователь информационного ресурса (группы электронных образовательных, ного и информационных ресурсов) информацион ного ресурса (печатный / электронный ) Николаев А.А. Школа игры на фортепиано. М.: Музыка, 2000. – с. 191. Печатный Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. М.: Музыка. Печатный Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. Печатный Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной Печатный игре. М.: Музыка. 2000. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Печатный Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в Печатный разных стилях. СПб.: Музыка, 2000. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Печатный Часть 1. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д Феникс, 2022. 56 с. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Печатный Часть 2. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д Феникс, 2021. 55 с. Наименование электронного образовательного, информационного ресурса http://www.ed.gov.ru/ - сайт Министерства образования РФ электронный http://www.edu.ru/ – каталог образовательных интернет-ресурсов; электронный www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования электронный http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов электронный http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека электронный www.virlib.ru – Виртуальная библиотека электронный www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека электронный http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно- электронный образовательных ресурсов http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное электронный образование детей» 16 Кадровое обеспечение. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляющему реализацию программы: Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или 17 лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки одаренных детей; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей по художественноэстетической деятельности; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными мультимедийным таблицами), оборудованием; правила электронной почтой внутреннего и трудового браузерами, распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. В соответствии с Федеральным законом об образовании от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами: - имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам; - обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, 18 соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. К образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" установлены следующие требования: - высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»; - или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым получение организацией, при профессионального осуществляющей образовательную деятельность, трудоустройства дополнительного необходимости после образования направлению по подготовки «Образование и и педагогические науки». 7. Методические материалы Методы организации и осуществления образовательной деятельности Программа строится на традиционных знаниях психолого-физических особенностей детей, в ней учитывается различия природных способностей детей и их физические данные. Главный принцип работы с детьми - это индивидуализация, внимательное и доброжелательное отношение к детям. 1. Практические методы Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не превращаются в бесконечное повторение одного и того же. Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Работа над музыкальным произведением делится на три этапа: первый этап - знакомство с музыкальным произведением и его разбор; второй этап – преодоление, как более общих трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей; 19 третий этап – собирание всех разделов произведения в единое целое, работа над ним. Однако работа над музыкальным произведением рассматривается, прежде всего, как приобщение учащегося к миру прекрасного, а так же, как шаг к раскрытию его творческой индивидуальности. Целью работы над музыкальным произведением должно быть содержательное, яркое, технически совершенное исполнение. Формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества графических символов, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот, исполнение ритма по отдельности правой и левой руками в заданной последовательности; работе с этюдами, пьесами предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы ученика при последующей работе для выполнения других задач. 2. Наглядные методы. Работа с наглядными пособиями: - звуковысотной лестницей; - нотными станами (с различным количеством линеек) с передвижными нотами; - карточками с изображением целостных звуковых комплексов (графических силуэтов): интервалов, созвучий, ритмических фигур. Показ педагогом способа исполнения музыкального произведения или упражнения. Использование ручных знаков и движений тела обучающегося для иллюстрации музыкальных явлений. 3. Словесные методы. Объяснение, рассказ, беседа, обсуждение, анализ. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Создание благоприятной обстановки на занятии. Создание ситуации удивления, восхищения. Стимулирование интереса к музицированию. Игровые формы обучения. Создание ситуации успеха в учении. 8. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Итоговая аттестация по Программе «Фортепиано» не проводится. Предусмотрена промежуточная аттестация в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 20 Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (контрольное упражнение). Задания для обучающихся: Развитие чувства ритма: Чтение различных ритмических последовательностей на ритмические слоги с последующим их исполнением хлопками и т.п. Развитие музыкального слуха: Пение песен со словами. Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии). Использование в упражнениях звукорядов различных ладов: мажора и минора. Импровизация ритма на ударных или крышке фортепиано с последующим исполнением на заданных клавишах (2, 3, 4 звука). Чтение с листа: Пропевание и проигрывание простых музыкальных произведений, ритмических фигур. Обучение нотной грамоте: Ориентирование на нотном стане. Такт, тактовая черта, размер такта, реприза, знаки альтерации. Запись длительностей и пауз: четвертных, восьмых, половинных и целых. Знаки, связанные с динамическими оттенками: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Обозначения штрихов: легато, нон легато, стаккато, акцент. Формирование исполнительского аппарата: Позиционная игра звукорядов мажора, минора. Перенос руки, подкладывание 1-го пальца. Штрихи - нон легато, легато, стаккато. Оценочные материалы Критерий Высокий Развитие чувства ритма Развитие музыкального слуха 21 Средний Низкий Чтение с листа Обучение нотной грамоте Формирование исполнительского аппарата 22 Приложение 1 к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Фортепиано» 9. Рабочая программа «Фортепиано» Принято: Утверждено: Педагогическим советом Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» Протокол от «30» августа 2024 г. № 1 _____________ Г.В. Ковалева Приказ от «30» августа 2024 г. № 145 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано» Модуль 1. «Первый год обучения». Срок реализации – 1 год Автор – составитель: Шекунова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования г. Березовский 2024 г. 23 Содержание Стр. 1.1 Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей 25 программы………………………………………………………………………… 1.2 Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками…………………………. 24 26 1.1. Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время, в котором происходит накопление определенного опыта, от которого во многом зависит последующее общее и музыкальное развитие детей. Обучение игре на фортепиано в дошкольном возрасте стимулирует развитие памяти, мышления, речи и мелкой моторики. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. В процессе занятий обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: должен знать: - правила техники безопасности; - регистры; - такт, простой размер; - скрипичный ключ; - лад и его виды; должен уметь: - правильно сидеть за инструментом; - определять звучащий регистр; - определять звучание музыкального лада на слух; - правильно ставить руку на клавиатуру; - извлекать звук на клавиатуре различными способами; - воспроизводить наизусть несложные музыкальные произведения; - находить ноты на клавиатуре, нотном стане. 1.2. Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками. Месяц Неделя Тема Содержание 25 первый I Занятие 1. «Введение» II Занятие 2. «Знакомство с инструментом» Занятие 3. «Знакомство с инструментом» III второй Знакомство с инструментом, фортепианной клавиатурой [2, с.5] IV Занятие 4. «Посадка за инструментом. Постановка руки» Теоретическая часть. Посадка пианиста за инструментом. Положение руки на фортепианной клавиатуре. [2, с.12] I Занятие 5. «Посадка за инструментом. Постановка руки» Занятие 6. «Посадка за инструментом. Постановка руки» Закрепление изученного материала. Работа с упражнениями. [2, с.12] Занятие 7. «Посадка за инструментом. Постановка руки» Занятие 8. «Звук и его свойства» Закрепление постановки руки. Работа с упражнениями. [2, с.12] II III IV третий Знакомство. Техника безопасности. Слушание исполнения учителя на фортепиано. (любые произведения) История происхождения инструмента [2, с.5] I Занятие 9. «Звук и его свойства» II Занятие 10. «Звук и его свойства» III Занятие 11. «Знакомство с клавиатурой» Закрепление посадки на практике. Работа с упражнениями. [2, с.12] Понятие «Музыкальный звук». Свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность, тембр. [2, с.5] Понятие «Музыкальный звук». Свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность, тембр. [2, с.5] Понятие «Музыкальный звук». Свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность, тембр. [2, с.5] Фортепианная клавиатура. Белые и черные клавиши.. Названия клавиш. [2, с.5-6] 26 Закрепление изученного материала. [2, с.5-6] IV Занятие 12. «Знакомство с клавиатурой» I Занятие 13. «Знакомство с клавиатурой» Занятие 14. «Знакомство с клавиатурой» Занятие 15. «Первые звуки» Занятие 16. «Первые звуки» Занятие 17. «Первые звуки» Занятие 18. «Первые звуки» Занятие 19. «Первые звуки» Занятие 20. «Первые звуки» Занятие 21. «Первые звуки» Занятие 22. «Нотная запись» Фортепианная клавиатура. Названия клавиш. [2, с.5-6] III Занятие 23. «Нотная запись» Нотный стан. Графическая запись нот. Закрепление изученного материала. [2, с.6-7] IV Занятие 24. «Нотная запись» Занятие 25. «Нотная запись» Занятие 26. «Способы извлечения звука» Занятие 27. «Способы извлечения звука» II III IV I II III IV I II I II III Практические упражнения на запоминание названий клавиш. Знакомство с нотой «До» [6, с.1] Знакомство с нотой «Ре» [6, с.2] Знакомство с нотой «Ми» [6, с.3] Закрепление изученного материала [6, с.6-12] Знакомство с нотами «Фа», «Соль». [6, с.13-24] Знакомство с нотой «Ля» [6, с.26] Знакомство с нотой «Си» [6, с.31] Нотный стан. Графическая запись нот. Скрипичный ключ. Тактовая черта. Реприза. [2, с.6-7] Скрипичный ключ. Тактовая черта. Реприза. [2, с.6-7] Закрепление изученного материала Способы извлечения звука. Термины: легато, стаккато. [2, с.16] Способы извлечения звука. Термины: легато, стаккато. Работ над способами извлечения звука при помощи специальных упражнений. 27 IV I восьмой II III IV I девятый II III IV Комплекс упражнений для правой и левой Занятие 28. руки. «Способы извлечения звука» [2, с.17] Занятие 29. «Способы извлечения звука» Занятие 30. «Выразительность исполнения» Занятие 31. «Выразительность исполнения» Закрепление изученного материала. Занятие 32. «Выразительность исполнения» Занятие 33. «Работа с репертуаром» Занятие 34. «Работа с репертуаром» Занятие 35. «Работа с репертуаром» Занятие 36. «Работа с репертуаром» Закрепление изученного материала Понятие «Лад» и его виды. [2, с.20]. Понятие «Лад» и его виды. [2, с.20]. Основные правила разбора произведения Чтение партитуры с листа. Работа над ритмичностью. Закрепление произведения. Заучивание наизусть. Список литературы 1. Николаев А.А. Школа игры на фортепиано. М.: Музыка, 2000. – с. 191. 2. Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. М.: Музыка. 3. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. 4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка. 2000. 5. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Музыка, 2000. 6. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д Феникс, 2022. 56 с. 7. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д Феникс, 2021. 55 с. 28 Приложение 2 к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Фортепиано» 10. Рабочая программа «Фортепиано» Принято: Утверждено: Педагогическим советом Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» Протокол от «30» августа 2024 г. № 1 ______________ Г.В. Ковалева Приказ от «30» августа 2024 г. № 145 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано» Модуль 2. «Второй год обучения». Срок реализации – 1 год Автор – составитель: Шекунова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования г. Березовский 2024 г. 29 Содержание Стр. 1.1 Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей 32 программы………………………………………………………………………… 1.2 Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками…………………………. 30 32 1.1.Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время, в котором происходит накопление определенного опыта, от которого во многом зависит последующее общее и музыкальное развитие детей. Обучение игре на фортепиано в дошкольном возрасте стимулирует развитие памяти, мышления, речи и мелкой моторики. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. В процессе занятий обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: должен знать: - историю происхождения инструмента; - ноты, их название и расположение на фортепианной клавиатуре; - виды октав; - схемы аппликатуры; - способы извлечения звука: легато, стаккато; - виды лада; - правила разучивания репертуара. должен уметь: -находить на клавиатуре звуки (в диапазоне первой октавы); - находить на клавиатуре звуки (в диапазоне первой октавы); - воспроизводить несложные музыкальные произведения; - извлекать звук различными способами; - определять мажорный и минорный лад. ый рв пе Месяц 2. Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками. Неделя Тема Содержание I Занятие 1. «Введение» Повторение правил техники безопасности. 31 II III четвертый третий второй IV Занятие 2. «История происхождения инструмента» Занятие 3. «История происхождения инструмента» Занятие 4. «Постановка руки» История происхождения инструмента. Устройство инструмента, уход за ним. [2, с.3,4] Посадка за инструментом. Первоначальные упражнения. [2, с.12] Комплекс упражнений для постановки руки. Работа вдохом руки перед началом игры, и снятием рук. Комплекс упражнений для цепкости пальцев, растяжка руки. Любые Пальчиковые игры I Занятие 5. «Постановка руки» II Занятие 6. «Постановка руки» III Занятие 7. «Свойства звука» Повторение понятия «Музыкальный звук». IV Занятие 8. «Свойства звука» Музыкальный звук и его свойства. [2, с.5] I Занятие 9. «Свойства звука» Регистр и его виды. Закрепление изученного материала. II Занятие 10. «Волшебные ноты» III Занятие 11. «Волшебные ноты» IV Занятие 12. «Волшебные ноты» Нота «Ми». Расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практические упражнения. [6, с.5] I Занятие 13. «Волшебные ноты» Нота «Фа». Расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практические упражнения. [6, с.13] II Занятие 14. «Волшебные ноты» Нота «Соль». Расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практические упражнения. [6, с.18] III Занятие 15. «Волшебные ноты» Нота «Ля». Расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практические упражнения. [6, с.26] Нота «До». Расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практические упражнения. [6, с.3] Нота «Ре». Расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практические упражнения. [6, с.4] 32 пятый шестой седьмой Занятие 16. «Волшебные ноты» I Занятие 17. «Октава» Знакомство с понятием «Октава». Виды октав. [2, с.9] II Занятие 18. «Октава» Закрепление пройденного материала. Определение октав на нотной клавиатуре. III Занятие 19. «Гамма» Знакомство с понятием «Гамма». IV Занятие 20. «Гамма» I Занятие 21. «Гамма» Знакомство с понятием «Аппликатура». Схемы аппликатуры для правой и левой руки для гаммы «До мажор». Упражнение на подкладывание большого (первого) пальца Практические упражнения для технической отработки гаммы, беглости пальцев II Занятие 22. «Нотная грамота» III Занятие 23. «Нотная грамота» IV Занятие 24. «Нотная грамота» Графическая запись ноты «ми» I Занятие 25. «Нотная грамота» Графическая запись ноты «фа» II Занятие 26. «Нотная грамота» Графическая запись ноты «Соль». Графическая запись скрипичного ключа III Занятие 27. «Нотная грамота» Графическая запись нот «ля», «Си» IV Занятие 28. «Способы извлечения звука» Знакомство со способами извлечения звука: легато, стаккато. [2, с. 14] I Занятие 29. «Способы извлечения звука» Занятие 30. «Способы извлечения звука» Занятие 31. «Выразительность исполнения» Занятие 32. «Выразительность исполнения» Работа над техникой звукоизвлечения. [7, с.4] II восьмой Нота «Си». Расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре. Практические упражнения. [6, с.31] IV III IV Повторение понятий «Нотный стан». Тактовая черта. Графическая запись ноты «до» [2, с.10] Графическая запись ноты «ре» Работа над техникой звукоизвлечения. [7, с.12] Лад. Виды лада Практические упражнения на определение лада. 33 I девятый II III IV Занятие 33. «Выразительность исполнения» Занятие 34. «Работа с репертуаром» Практические упражнения на определение лада. Анализ произведения (размер, длительности, ключ, расстановка аппликатуры) (произведение подбирается из списка литературы, индивидуально для каждого учащегося) Работа над техникой произведения Занятие 35. «Работа с репертуаром» Подготовка концертного номера к отчетному Занятие 36. концерту «Работа с репертуаром» Список литературы 1. Николаев А.А. Школа игры на фортепиано. М.: Музыка, 2000. – с. 191. 2. Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. М.: Музыка. 3. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. 4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка. 2000. 5. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Музыка, 2000. 6. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д Феникс, 2022. 56 с. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д Феникс, 2021. 55 с. 34 Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Фортепиано» 11. Рабочая программа «Фортепиано» Принято: Утверждено: Педагогическим советом Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» Протокол от «30» августа 2024 г. № 1 ___________ Г.В. Ковалева Приказ от «30» августа 2024 г. № 145 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано» Модуль 3. «Третий год обучения». Срок реализации – 1 год Автор – составитель: Шекунова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования г. Березовский 2024 г. 35 Содержание Стр. 1.1 Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей 38 программы………………………………………………………………………… 1.2 Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками…………………………. 36 38 1.1.Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время, в котором происходит накопление определенного опыта, от которого во многом зависит последующее общее и музыкальное развитие детей. Обучение игре на фортепиано в дошкольном возрасте стимулирует развитие памяти, мышления, речи и мелкой моторики. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. В процессе занятий обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: должен знать: - виды длительностей; - паузы и их виды; - графическую запись скрипичного басового ключей; - способы извлечения звука: стаккато, легато, нон легато. - виды лада; - запись нот первой октавы. должен уметь: - графически записывать ноты, ключи; - воспроизводить длительности, графические рисунки; - читать ноты, длительности, паузы с листа; - воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей); - самостоятельно работать с простым нотным текстом; - воспроизводить наизусть несложные музыкальные произведения; - показывать навыки сценической культуры. 2. Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками. Месяц Неделя Тема Содержание 37 первый Занятие 1. «Введение» II Занятие 2. «Повторение пройденного материала» Занятие 3. «Повторение пройденного материала» Занятие 4. «Повторение пройденного материала» Занятие 5. «Повторение пройденного материала» Занятие 6. «Длительности» Повторение пройденного материала в прошлом году. III Занятие 7. «Длительности» Закрепление изученного материала по теме «Длительности». [2, с.10] IV Занятие 8. «Длительности» Графическая запись длительностей I Занятие 9. «Длительности» Практические упражнения на счет, длительности [6, с.12, 19] II Занятие 10. «Длительности» Графическое задание «Расставь тактовую черту» III Занятие 11. «Длительности» Техническая отработка длительностей в произведениях. IV Занятие 12. «Скрипичный и басовый ключи» Занятие 13. «Скрипичный и басовый ключи» Знакомство со скрипичным и басовым ключом [2, с.11] Занятие 14. «Скрипичный и басовый ключи» Закрепление пройденного материала по теме III IV I третий второй II I четвертый Повторение правил техники безопасности. Слушание исполнения учителя I II Повторение пройденного материала в прошлом году. Повторение пройденного материала в прошлом году. Повторение пройденного материала в прошлом году. Знакомство с термином «Длительность». Виды длительностей [2, с.10] Графическая запись басового и скрипичного ключа 38 III Занятие 15. «Паузы» знакомство с термином «пауза». Виды пауз. [2, с. 10] пятый [6, с.52] IV Занятие 16. «Паузы» Графическая запись пауз I Занятие 17. «Паузы» Практические упражнения с паузами в ритмических фигурах. II Занятие 18. «Паузы» Практические упражнения с паузами в ритмических фигурах. III Занятие 19. «Паузы» Практические упражнения с паузами в ритмических фигурах. IV Занятие 20. «Работа над ритмом» Занятие 21. «Работа над ритмом» Занятие 22. «Работа над ритмом» Занятие 23. «Работа над ритмом» Занятие 24. «Работа над ритмом» Занятие 25. «Способы извлечения звука» Занятие 26. «Способы извлечения звука» Занятие 27. «Способы извлечения звука» Занятие 28. «Выразительность исполнения» Занятие 29. «Выразительность исполнения» Занятие 30. «Выразительность исполнения» I шестой II III IV I седьмой II III IV восьмой I II Практические упражнения для отработки ритмических фигур Практические упражнения для отработки ритмических фигур Практические упражнения для отработки ритмических фигур Практические упражнения для отработки ритмических фигур Практические упражнения для отработки ритмических фигур Повторение способов звукоизвлечения: легато, стаккато. Знакомство с новым способом звукоизвлечения: нон легато. Практические упражнения для отработки нон легато. Выразительность исполнения в мажорном ладе. Выразительность исполнения в минорном ладе. Комплекс упражнений для отработки игры в мажорном и минорном ладе. 39 Занятие 31. «Работа с репертуаром» Занятие 32. «Работа с репертуаром» Работа над анализом произведения (размер, длительности, октава, паузы, ритм) I Занятие 33. «Работа с репертуаром» Разучивание произведения (произведение подбирается из списка литературы, индивидуально для каждого учащегося) II Занятие 34. «Работа с репертуаром» Занятие 35. «Работа с репертуаром» Занятие 36. «Работа с репертуаром» Работа над техникой произведения III девятый IV III IV Работа над анализом произведения (размер, длительности, октава, паузы, ритм) Работа над техникой произведения Подготовка концертного номера к отчетному концерту Список литературы 1. Николаев А.А. Школа игры на фортепиано. М.: Музыка, 2000. – с. 191. 2. Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. М.: Музыка. 3. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. 4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка. 2000. 5. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Музыка, 2000. 6. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д Феникс, 2022. 56 с. 7. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д Феникс, 2021. 55 с. 40 Приложение 4 к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Фортепиано» 12. Рабочая программа «Фортепиано» Принято: Утверждено: Педагогическим советом Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» БМАДОУ «Детский сад № 48 «Росток» Протокол от «30» августа 2024 г. № 1 ____________ Г.В. Ковалева Приказ от «30» августа 2024 г. № 145 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано» Модуль 4. «Четвертый год обучения». Срок реализации – 1 год Автор – составитель: Шекунова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования г. Березовский 2024 г. 41 Содержание Стр. 1.1 Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей 44 программы………………………………………………………………………… 1.2 Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками…………………………. 42 45 1.1.Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время, в котором происходит накопление определенного опыта, от которого во многом зависит последующее общее и музыкальное развитие детей. Обучение игре на фортепиано в дошкольном возрасте стимулирует развитие памяти, мышления, речи и мелкой моторики. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. В процессе занятий обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: должен знать: - виды длительностей; - паузы и их виды; - графическую запись скрипичного басового ключей; - способы извлечения звука: стаккато, легато, нон легато. - виды лада; - запись нот первой октавы. должен уметь: - графически записывать ноты, ключи; - воспроизводить длительности, графические рисунки; - читать ноты, длительности, паузы с листа; - воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей); - самостоятельно работать с простым нотным текстом; - воспроизводить наизусть несложные музыкальные произведения; - показывать навыки сценической культуры. 1.2.Календарно-тематическое планирование по организации образовательной деятельности с воспитанниками. 43 Неделя Тема I Занятие 1. «Введение» II Занятие 2. «Повторение пройденного материала» Занятие 3. «Повторение пройденного материала» Занятие 4. «Повторение пройденного материала» Занятие 5. «Длительности» Повторение пройденного материала в прошлом году. II Занятие 6. «Длительности» Знакомство с новыми видами длительностей. [7, с.37] III Занятие 7. «Длительности» Работа над длительностями в произведениях. Чтение нот с листа. IV Занятие 8. «Пунктирный ритм» Занятие 9. «Пунктирный ритм» Знакомство с термином «Пунктирный ритм». Занятие 10. «Пунктирный ритм» Занятие 11. «Пунктирный ритм» Отработка пунктирного ритма под счет IV Занятие 12. «Пунктирный ритм» Техническая отработка пунктирного ритма в произведениях. (произведение подбирается для каждого воспитанника индивидуально, из перечисленной литературы ) I Занятие 13. «Паузы» первый Месяц III IV второй I I II ый ерт четв третий III Содержание Повторение правил техники безопасности. Слушание исполнения учителя Повторение пройденного материала в прошлом году. Повторение пройденного материала в прошлом году. Повторение понятия «Длительность». Виды длительностей. Ритмическая фигура «Четверть с точкой и восьмая». [7, с. 6] Техническая отработка пунктирного ритма в произведениях. (произведение подбирается для каждого воспитанника индивидуально, из перечисленной литературы ) Повторение понятия «пауза». Работа со знакомыми видами пауз. 44 пятый шестой II Занятие 14. «Паузы» Знакомство с новыми видами пауз. [7, с.4] III Занятие 15. «Паузы» Работа с паузами в произведениях, отработка ритмических фигур. IV Занятие 16. «Работа над ритмом» Практические упражнения для отработки ритмических фигур [7, с.6] I Занятие 17. «Работа над ритмом» Практические упражнения для отработки ритмических фигур [7, с.37] II Занятие 18. «Работа над ритмом» Практические упражнения для отработки ритмических фигур [7, с.38] III Занятие 19. «Работа над ритмом» Практические упражнения для отработки ритмических фигур [7, с.39-45] IV Занятие 20. «Работа над ритмом» Практические упражнения для отработки ритмических фигур [7, с.39-45] I Занятие 21. «Ноты басового ключа» Знакомство с нотами басового ключа. Расположение нот басового ключа на фортепианной клавиатуре. [7, с. 14] II Занятие 22. «Ноты басового ключа» Графическая запись нот на нотном стане. Чтение нот басового ключа с листа, проигрывание их на инструменте. III Занятие 23. «Знаки альтерации» Знакомство с термином «Знаки альтерации» и их видами. [2, с. 16] IV Занятие 24. «Знаки альтерации» Занятие 25. «Знаки альтерации» Занятие 26. «Знаки альтерации» Знакомство со знаком повышения ноты. [6, с. 50] I седьмой II III Занятие 27. «Динамические оттенки» Знакомство со знаком понижения ноты. [6, с. 46] Графическая запись знаков альтерации. Расположение знаков альтерации на фортепианной клавиатуре. Знакомство с термином «динамические оттенки». Важность соблюдения динамических оттенков при исполнении произведения. [2, с. 18] 45 восьмой IV Занятие 28. «Динамические оттенки» Знакомство с динамическим оттенком «Форте». Отработка громкого звучания на практике. I Занятие 29. «Динамические оттенки» Знакомство с динамическим оттенком «Пиано». Отработка тихого звучания на практике. II Занятие 30. «Динамические оттенки» Занятие 31. «Работа с репертуаром» Знакомство с динамическими оттенками «Крещендо», «Диминуэндо». IV Занятие 32. «Работа с репертуаром» Разучивание произведения (произведение подбирается из списка литературы, индивидуально для каждого учащегося) I Занятие 33. «Работа с репертуаром» Занятие 34. «Работа с репертуаром» Занятие 35. «Работа с репертуаром» Занятие 36. «Работа с репертуаром» III девятый II III IV Работа над анализом произведения (размер, длительности, октава, паузы, ритм, штрихи, динамические оттенки) (произведение подбирается из списка литературы, индивидуально для каждого учащегося) Работа над техникой произведения Работа над техникой произведения Работа над техникой произведения Подготовка концертного номера к отчетному концерту 46 Список литературы 1. Николаев А.А. Школа игры на фортепиано. М.: Музыка, 2000. – с. 191. 2. Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. М.: Музыка. 3. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. 4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка. 2000. 5. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Музыка, 2000. 6. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д Феникс, 2022. 56 с. 7. И. Королькова. «Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д Феникс, 2021. 55 с. 47