Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Первые шаги к правильной речи

Оглавление
Нормативно-правовые основания для создания дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы социально –
гуманитарной направленности «Первые шаги к правильной речи» ...................................3
1. Пояснительная записка .............................................................................................................3
Направленность Программы.....................................................................................................3
Актуальность Программы .........................................................................................................4
Отличительные особенности программы ................................................................................4
Адресат Программы ..................................................................................................................5
Краткая характеристика возрастных особенностей воспитанников в области речевого
развития. .....................................................................................................................................5
Объем и срок освоения Программы .........................................................................................6
2. Цель и задачи Программы ........................................................................................................6
2.1. Цель Программы .................................................................................................................6
2.2. Задачи Программы ..............................................................................................................6
Планируемые результаты .............................................................................................................7
2.3. Содержание Программы ....................................................................................................8
Учебный план Программы ........................................................................................................8
3. Организационно-педагогические условия ............................................................................10
3.1. Календарный учебный график ........................................................................................10
3.2. Условия реализации программы .....................................................................................10

Нормативно-правовые основания для создания дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы социально – гуманитарной направленности «Первые шаги к
правильной речи»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2024 г. № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями 5 по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Уставом и иными локальными нормативными актами БМАДОУ «Детский сад №
48 «Росток».

1. Пояснительная записка
1.1. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Первые
шаги к правильной речи» (далее – Программа) составлена с учетом пособия Е. Краузе
«Практическая логопедия и комплексной методики коррекции звукопроизношения О. И.
Крупенчук, Т. А. Воробьевой «Исправляем произношение (коррекции артикуляционных
расстройств)».
Программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности с
детьми 3-4 лет имеющими нарушения уклада артикуляционного аппарата,
звукопроизношения.
Направленность Программы
Направленность Программы: социально-гуманитарная. Программа направлена на
профилактику нарушений речи и развитие правильных артикуляторных укладов,
способствующих четкому и ясному звучанию речи. Это особенно актуально для детей

младшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период формируются основные
системы родного языка.
Актуальность Программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время отмечается
значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. По запросам родителей
(законных представителей) возникла необходимость оказания дополнительной
коррекционной помощи дошкольникам, которые имеют различные нарушения речи.
Развитие речи ребенка является одним из важнейших аспектов общего развития
личности. От своевременного формирования звукопроизношения зависит успешность
коммуникации, социализации и дальнейшего интеллектуального роста ребенка. Многие
дети дошкольного возраста сталкиваются с трудностями произношения отдельных звуков,
что негативно сказывается на самооценке и восприятии окружающими. Именно поэтому
ранняя коррекционная работа приобретает особую значимость. Кроме того, правильно
поставленная речь способствует развитию познавательной активности, расширению
кругозора и эмоциональному благополучию ребёнка, создает предпосылки успешного
овладения письменной речью в будущем. Данная программа призвана обеспечить младших
дошкольников необходимым фундаментом для полноценного освоения вербальных
коммуникаций, содействуя успешной адаптации и социализации в окружающей среде.
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет огромное значение на
региональном уровне, поскольку оно оказывает значительное влияние на дальнейшую
социализацию ребенка, успешность обучения и общее благополучие семьи и общества.
Отличительные особенности программы
Данная Программа отражает систему коррекционной работы по воспитанию у детей
правильного звукопроизношения, включает комплекс логопедических занятий в малых
подгруппах (до 5 человек).
У детей, имеющих речевые нарушения часто наблюдаются моторная неловкость,
неточность движений. Уровень развития речи детей напрямую зависит от
сформированности тонких движений пальцев рук. При отставании в развитии движений
пальцев, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом не страдает.
Комплексная методика коррекции звукопроизношения О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьевой
направлена на сочетание системы работы по развитию мелкой моторики, дыхательной
гимнастики и игр с глазными звуками, артикуляционной гимнастики и изотоническими
упражнениями.
Особенность построения Программы заключается в совокупности специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от
жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный.
Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое

дыхание обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и
музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При
несформированности речевого звук различения ребенок воспринимает (запоминает,
повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то
очень приблизительно.
Адресат Программы
Программа предусматривает обучение детей в возрасте от 3 до 4 лет. К освоению
Программы допускаются воспитанники без предъявления требований к уровню
образования.
Ожидаемое количество детей в одной группе до 5 человек, форма работы - совместная
образовательная деятельность.
Срок реализации программы: 8 месяцев.
Длительность занятия – 15 минут
Объем Программы – 64 часа.
Набор в группы осуществляется с сентября по декабрь текущего месяца.
Краткая характеристика возрастных особенностей воспитанников в области
речевого развития.
Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит
свистящие звуки [с], [з]. Но еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж],
[ч], [щ] и часто заменяет их свистящими [с], [з]. Сонорные [р], [р’], [л] малыш может
заменять звуком [л’], [в], [й]. Легче даются длинные слова из 3 – 5 слогов, а также слова со
стечениями двух согласных (хлеб, класс). Также вариантом нормы является отсутствие
дефектов звукопроизношения. Также у детей 3 – 4 лет появляется очень ценное качество –
внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки
произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.
Активная лексика. Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов.
При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» –
электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или
слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу
еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить
между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй,
«зинаю» – знаю).
Грамматический строй речи. Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам
он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать
сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю
кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи
простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую
солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием
множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в
разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия,

числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний
прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.
Связная речь. Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не
могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им
прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать
изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку.
Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно
запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.
Интонация, выразительность. Дети сейчас могут не просто копировать оттенки
интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои
выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на
четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи.
Объем и срок освоения Программы
Режим занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий: дети от3 до 6 лет – 15 минут
Общее количество занятий в месяце – 8 занятий
Общее количество занятий в год – 64 занятия
Общее количество занятий за весь период обучения: 64 занятия (с октября по май)
Форма обучения: очная
Форма организации образовательной деятельности: групповая, подгрупповая
Форма
реализации
Программы:
традиционная
модель,
линейная
последовательность освоения содержания Программы в течении 8 месяцев.
Использование дистанционных технологий или электронного обучения не
предусмотрено Программой.
Виды занятий: практические занятия.
Форма подведения итогов реализации программы: логопедическая диагностика,
открытое занятие.

2. Цель и задачи Программы
2.1. Цель Программы - развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и
создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у младших
дошкольников с нарушением речи.
2.2. Задачи Программы
Обучающие:
Обучать основам правильного произношения согласных и гласных звуков.
Развивать фонематические представления и навыки.
Коррекционно-развивающие:
Развивать правильное дыхание и голос.
Формировать устойчивый артикуляционный аппарат, активизация движений губ,
языка и щёк.
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
Улучшать слухоречевую память и способность различать звуки речи.

Воспитательные:
Стимулировать интерес к родному языку и интересу к общению со сверстниками и
взрослыми.
Воспитать культуру общения, формировать позитивное отношение к своему голосу
и своей речи.
Реализация Программы предусматривает использование специализированных
методик игровой направленности, адаптированных к возрастным особенностям детей трёхчетырехлетнего
возраста.
Эффективность
занятий
обеспечивается
индивидуализированным подходом, учётом особенностей каждого ребёнка и созданием
комфортной психологической атмосферы взаимодействия педагога и воспитанников.
Планируемые результаты
Планируемые результаты носят ориентировочный характер и могут варьироваться в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, степени выраженности нарушения
речи, регулярности занятий и активного участия родителей. Программа ориентирована на
формирование предпосылок для успешной коррекции звукопроизношения. Окончательная
коррекция звуков и постановка сложных звуков может потребовать дальнейшей
целенаправленной работы логопеда.
Главным показателем успешности программы будет динамика положительных
изменений в моторике артикуляционного аппарата и снижение количества речевых
ошибок.
К концу учебного года дети смогут:
1. Свободнее владеть органами артикуляции, демонстрируя большую активность и
уверенность в движениях губ, языка и челюстей.
2. Четко произносить большинство гласных и простых согласных звуков родного языка.
3. Использовать вербальные средства коммуникации значительно активнее и осознаннее.
4. Понимать важность собственного участия в занятиях и проявлять стремление к
улучшению качества своей речи.
К концу учебного года у детей:
1. Сформированы двигательные навыки артикуляционного аппарата.
2. Развита координация и плавность артикуляционных движений:
- Дети способны более плавно и последовательно переключать артикуляционный
аппарат из одного положения в другое, что является необходимым для произнесения
звуков.
- У детей наблюдается улучшение согласованности движений губ, языка и нижней
челюсти при выполнении простых артикуляционных укладов.
3. Укреплены мышцы артикуляционного аппарата. Сформированы начальные
представления о правильном артикуляционном укладе.
4. Дети правильно произносят звуки раннего онтогенеза, изолированно и в словах,
проявляют инициативу в желании произнести звук или слово правильно.
5. Формируются фонематические представления и навыки.

2.3. Содержание Программы
Учебный план Программы
№
п/п
1

2

3
4

5
6

7
8

Название темы

Развитие крупной и
мелкой моторики,
мышечного контроля
Формирование
начальных
представлений о
собственной ротовой
полости
«Речевая гимнастика»
Упражнения для
подготовки губ и языка
к работе.
Освоение звуков
раннего онтогенеза
Развитие
фонематических
процессов
Развитие слухового
восприятия
Итоговое занятие,
диагностика

Итого:

Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
5
0,5
4,5

Форма
аттестации/
контроля
Практические
упражнения

5

1

4

Практические
упражнения

8

1

7

11

2,5

8,5

Практические
упражнения
Практические
упражнения

15

1

14

15

4

11

3

1

2

2

0

2

64

11

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения
логопедическая
диагностика,
открытое занятие.
53

Содержание учебного плана Программы
1. Развитие крупной и мелкой моторики, мышечного контроля.
Теория: знакомство с различными движениями всего тела и с движениями рук
Практика: игры, направленные на тренировку координации крупных движений, силы и
выносливости мышц, работа с мелкими предметами руками и пальцами.
Примеры упражнений:
- Ходьба по линиям разной ширины.
- Бег змейкой вокруг препятствий.
- Игра с мозаиками
- Катание маленьких мячей пальцами.
- Рисование карандашами и фломастерами.

- Самомассаж кистей рук, пальчиковая гимнастика.
2. Формирование начальных представлений о собственной ротовой полости
Теория: знакомство с артикуляционным аппаратом, функциями органов артикуляции, их
роли в речи человека.
Практика: артикуляционные упражнения, постановка артикуляционных поз по возрасту,
самомассаж щек, игровые упражнения на соотнесение артикуляционной позы со звуком.
3. «Речевая гимнастика»
Теория: знакомство с речевой гимнастикой, правилами проведения.
Практика: игровые упражнения, направленные на развитие и тренировку движений органов
речи: языка, губ, щёк и челюсти. Упражнения на устранение замены, искажения и пропуск
звуков.
4. Упражнения для подготовки губ и языка к работе.
Теория: правила проведения упражнений, правила расположения языка в ротовой полости.
Позы у губ.
Практика: Упражнения для губ: «Поцелуи воздуха», «Парус», Футбол», «Облизывание
зубов», «Рыбьи губы»
Упражнения для языка: «Хобот слона», «Чистка зубов», «Маляр», «Колокольчики»,
«Лошадка».
5. Освоение звуков раннего онтогенеза
Теория: расположение языка при произношении различных звуков.
Практика: Игра «Повторяй-ка» (произносите ребёнку звуки отдельно и последовательно,
давая ему повторить вслед за вами: «ма-ма», «па-па», «ба-ба»; элементы подражания
животным: «му-му», «ко-ко», «га-га», «би-би» (машинка).
Потешки и рифмовки, работа с предметами и игрушками, звуковые цепочки, поиск
предметов по звуку, игры с движением, заучивание коротких стихотворений.
6. Развитие фонематических процессов
Теория: Звук и его место в слове, позиция звука в слове.
Практика: Игра «Звуковой эхо», игра «Кто внимательный?», игра «Что пропало?», игра
«Подбери пару», игра «Звук заблудился», игра «Назови первый звук», игра «Где спрятался
звук?», игра «Четвёртый лишний».
7. Развитие слухового восприятия
Теория: слух, правила игр со слухом.
Практика: Игры на сенсорное восприятие, внимание и концентрацию, память и
распознавание. Игра "Что звучит?", игра "Музыкальные инструменты", игра "Где звук?",
игра "Повтори ритм", игра «Звуки природы".

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Дата
начала
обучения
01.10.2025

Дата
окончания
обучения
28.05.2026

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
32
64
64

Режим
занятий
2 раза в
неделю

Выходные и праздничные дни программа не реализуется
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Организация образовательного процесса происходит в спальных помещениях вторых
младших групп.
Стул детский – по количеству детей
Стол детский – 2 шт.
Зеркало настольное - по количеству детей
Тренажеры для развития дыхания
Су-джок мячи
Мяч резиновый
Картинки разрезные
Предметные, тематические, сюжетные картинки
Игрушки: машинка маленькая, пирамида, набор животных, набор семья, набор птиц.
Методическое обеспечение.
Е. Краузе «Практическая логопедия и комплексной методики коррекции
звукопроизношения.
О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьевой «Исправляем произношение (коррекции
артикуляционных расстройств)».
Е. Краузе Логопедия: логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.
Т.В. Калинина Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.
С.Ю, Танцюра Артикуляционные сказки для детей 3-7 лет
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Конспекты логопедических занятий для детей 3-4 лет.
Л.Н. Калмыкова Картотека тематических пальчиковых игр.
Н.В. Нищева Выселая дыхательная гимнастика
Н.В. Нищева Конмекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе.
Краткое описание методов обучения.
Форму занятия можно определить, как игровую деятельность. При реализации
Программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы
взаимодействия взрослого и ребенка. Вовлечение детей в сюжет становится для них

эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой
негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи. Частая смена и новизна заданий
увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность
заданий способствует прочности усвоения материала.
Занятия включают следующие виды упражнений:
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с
нарушениями
звукопроизношения
–
необходимость.
Они
подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком
письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, Помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. На логопедических занятиях используются:
 упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
 выработка продолжительного речевого выдоха,
 тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки: с их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять
правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов.
У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, слогом,
предложением
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
3.3. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Федеральным законом № 273-ФЗ, приказом Минпросвещения России от 27.07.2022
№629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» обязательное
проведение итоговой аттестации при реализации дополнительных общеразвивающих
программ не предусмотрено.
Форма контроля

Артикуляционная моторика
Упражнение
«Лопаточка»
«Парус»
«Маятник»
«Улыбка – трубочка»

Н.Г.

К.Г.

Упражнение
«Лопаточка»
«Парус»
«Маятник»
«Улыбка – трубочка»

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Звукопроизношение
Звук
С
Сь
З
Зь
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Р
Рь
Л
Ль
К
Кь
Г
Гь
Х
1.

Слова
Собака – усы – сумка –
автобус - нос
Сети – письмо –
апельсин – гусь
Замок - зубы – коза –
ваза
Зима – газета –
обезьяна – земляника
Цапля – цепь – овца –
цветы – огурец
Шапка – шуба – кошка
– машина – душ
Жук – жёлудь – ежи –
ножницы
Щука – щётка – овощи
– плащ
Чайник – очки –
бабочка – мяч
Рыба – корова – ведро –
топор
Репа – фонари – брюки
– дверь
Лампа – лук – молоток
– белка – дятел
Лейка – лимон – улитка
– телефон – соль
Кот – конфета – банка –
паук
Кит – кеды – утки –
ботинки
Голубь – губы – вагон –
рога
Гиря – гитара – флаги –
бегемот
Халат – хлеб – хобот –
ухо – петух

Н.Г.

К.Г.

Предложения
У самого носа оса.
У Симы семь апельсинов.
У Зои заболели зубы.
У Зины зимой зябнут ноги.
Цепная собака Цыбик на цепи.
У машины новые шины.
Жаба жила в луже.
Щенок утащил щётку из ящика.
Девочка пьёт чай с печеньем.
У Егора в руках топор.
У Иринки мандаринки.
Павел пошёл на футбол.
Олени гуляли на поляне.
Коле купил сладкую конфету.
У киски в миски сливки скисли.
У Гали голубые глаза.
В зоопарке гиббоны, гепарды и
бегемоты.
Охотники вышли на охоту.

Фонематического восприятие

Слоговые ряды

Н.Г.

К.Г.

Слова - паронимы

Са – за за-за-са

Суп-зуб

Ба-па па-ба-па
Да-та да-та-да
Ша-жажа-ша-жа
Ва-фа фа-ва-ва
Ка-га ка-га-ка
Са-шаша-са-ша

Бочка -почка
Уточка - удочка
Шар-жар
Вата-фата
Гости-кости
Крыса-крыша


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».